До запуска нового поколения консолей осталось меньше месяца. А значит, пора наконец предметно разобраться в том, что нас ждёт и за что нам предлагают платить, — ну, и примерно определиться, что в итоге брать. Сегодня мы разберём новинку Microsoft, во второй части материала — Sony.
Два Xbox
Содержание статьи:
На старте у Microsoft будет две консоли с чётким разделением по категориям. Тем, кто хочет быть на пике прогресса и вообще за «графон», предложат Xbox Series X. Тем же, кого устраивает и сегодняшний One X, а в играх волнует не столько графика, сколько геймплей, продадут Series S. Причём, как мы подозреваем, в будущем эти линейки сохранятся и будут планомерно апгрейдиться до каких-нибудь условных Series S Pro и X Pro.
Как утверждает Microsoft, покупатели обеих консолей будут получать одинаковые игры и одинаковые возможности. Только в версии подороже им предложат 4К-гейминг с современной графикой, а в версии подешевле — максимум QHD и, скорее всего, на более низких настройках.
Напомним, что за 4К надо будет отдать 499 долларов США или 45 590 рублей со всеми налогами в РФ. А за QHD просят 299 долларов США или 26 990 рублей в РФ.
Series X
Так как старшую консоль представили первой, то с неё и начнём. Выглядит она лаконично: это чёрный параллелепипед из гладкого пластика. Визуально он не сильно больше консолей текущего поколения — те же 30 см в высоту. Но пропорции и, соответственно, объём поменялись. Если округлять, Series X примерно на 60% крупнее One X и почти в два с половиной раза — PS4 Slim. Но при этом он на треть компактнее PlayStation 5 с дисководом.
По внешней обвязке у Series X всё просто. На лицевой панели стоят три клавиши: питание-логотип с белой подсветкой, выброс диска и Pair для сопряжения с аксессуарами. Здесь же расположились прорезь для дисков и порт USB 3.1. Сзади — еще два USB 3.1, LAN, розетка для двойного кабеля питания, как на текущих поколениях, HDMI 2.1 с поддержкой 8К/60 fps. Ну и тут же встал проприетарный слот для внешнего SSD.
Кстати, последнее — это новая фишка Microsoft. Если в Xbox One и One X накопитель можно было поменять как в компьютере (с потерей гарантии и плясок с бубнами), то теперь дополнительную память будут продавать на фирменных картах с уникальным разъёмом. Цена, естественно, будет заметно выше, чем у обычных SSD: примерно 20 000 рублей за 1 ТБ против 10-15 тысяч за ПК-аналог.
Разрешения
HDMI 2.1 выглядит как обычный HDMI, но поддерживает массу современных технологий, среди которых Dynamic HDR, так необходимый всем OLED-телевизорам, разрешение 8K частотой 60 fps, 4K частотой 120 fps и, потенциально, 10K при 30 fps. Также HDMI 2.1 получил аналог технологии NVIDIA G-Sync, которая синхронизирует частоту кадров телевизора с частотой кадров консоли, а это позволит избавиться от разрывов и замираний картинки. Отметим, что интерфейс обратно совместим и будет работать с телевизорами на любой версии HDMI, но с соответствующими ограничениями старых технологий.
Сверху, под декоративной решёткой, у консоли стоит единственный вентилятор. Причём работает он на выдув и буквально вытягивает воздух, поступающий снизу. Из-за такой организации охлаждения консоль должна стоять строго вертикально. Теоретически можно положить её и на бок, но тогда нарушится циркуляция воздуха, а она, судя по крайне скромным воздухозаборникам в основании, и так будет не ахти.
Охлаждение
Чтобы охладить мощное железо, в Microsoft пошли по довольно оригинальному для консолей пути. Если до нынешнего момента все компоненты консолей, как в ноутбуках, распаивались на одном большом куске текстолита, то в Series X железо раскидали по двум платам.
На первую поставили большой APU (процессор и видеокарта в одном флаконе), цепи питания, видеопамять и SSD. На вторую вынесли контроллеры внешних устройств.
Собирают консоль по принципу сэндвича: по центру корпуса ставится мощное алюминиевое ребро жёсткости, к которому с двух сторон и крепятся платы. Со стороны SSD устанавливается дисковод и блок питания на впечатляющие 310 Вт. Со стороны процессора — здоровая испарительная камера с толстыми рёбрами радиатора, которая накрывает все основные элементы. Потом всё это засовывается в пластиковый корпус, а сверху приделывается вертушка.
Честно скажем, в эффективность такой схемы верится с трудом, но Microsoft утверждает, что система идеальна. Мол, горячий воздух сам поднимается и выбрасывается вентилятором за пределы корпуса.
Процессор
Теперь поговорим о технической части. Для начала сразу отметим: Xbox Series X, Series S и PlayStation 5 — это, по сути, обычные ПК с немного странным строением. К чему это ведёт, мы ещё расскажем, а тут просто отметим, что чисто технически Series X — это обычный апгрейд. Ну, как если бы на One X просто поставили новую видеокарту и процессор.
На наше счастье, их выбрали очень крутыми. Series X — это, наверное, первая в истории консоль, которая по техническим характеристикам не отстаёт от мощных ПК. Конечно, речь идёт не о супермашинах на i9-10900K и RTX 3090, но уровень Ryzen 7 с RTX 2080 нам всё же обещают.
Смотрите сами: в базе Series X лежит APU от AMD. APU — единый чип, в котором стоят как графические, так и процессорные ядра. То есть компьютерного разделения на компоненты здесь нет.
Размер самого чипа равен 360,4 мм2, что на 7 мм2 меньше, чем было у One X. Однако за счёт перехода с 16 на 7 нм техпроцесс количество транзисторов (базовых элементов, из которых делается процессор) увеличилось с 7 до 15,8 млрд. Отметим, что, несмотря на впечатляющие цифры, для индустрии они далеко не рекордны. Скажем, чип RTX 3080 занимает 628,4 мм2 и несёт на борту 28 млрд транзисторов.
Что же касается самих ядер, то процессорная часть Series X строится на архитектуре Zen 2. Она сейчас используется во всех современных процессорах AMD Ryzen серии 3000. Как и в обычных ПК-версиях, процессорная часть строится на базе CCX-наборов. Это, по сути, два камня по четыре ядра в каждом. В Series X они работают в полном объёме и поддерживают мультипоточность.
Короче говоря, в Series X установлен аналог Ryzen 7 3700 с 8 ядрами, 16 потоками и даже похожей базовой частотой в 3,6 ГГц, которая при переходе в режим «одно ядро — один поток» может повышаться до 3,8 ГГц. Отметим, правда, что компьютерный вариант всё же немного быстрее. Его максимальная частота равна 4,4 ГГц, плюс у него больше кэш третьего уровня — 16 МБ против восьми у Series X.
Впрочем, сама Microsoft не сравнивает кристалл с домашними ПК, а утверждает, что строение больше напоминает серверные Epyc. Возможно, делается это с прицелом на какие-то бизнес-задачи, продажи APU в серверные сегменты или даже на поддержку собственного игрового облака. По крайней мере, Microsoft как-то обмолвилась, что один APU может виртуально заменить четыре Xbox One S.
Также отметим, что в процессе работы одно ядро процессора Microsoft будет резервироваться под работу операционной системы, так что для игр останется всего семь ядер. Впрочем, это не страшно: все восемь ядер на 100% сегодня не нагружает почти ни одна игра.
Больше на Игромании
Видеокарта
Следующий пункт — видеокарта. Она также встроена в APU и базируется на пока не анонсированной архитектуре AMD RDNA 2. Однако, судя по первым данным, по строению она будет повторять текущую RDNA с Radeon 5000. Глобально поменяется лишь один момент: появятся аппаратные блоки Ray Tracing, которые будут отвечать за правильный расчёт света и добавят в игры настоящие отражения.
Сама Microsoft активно напирает на общую FP32-производительность в 12 ТФлопс. Сразу скажем, цифры эти пустые, и сравнивать по ним видеокарты надо очень аккуратно. Однако, если этим всё же заняться, то в Series X будет стоять аналог RTX 2080 или 2080 Super.
На это намекают и остальные характеристики GPU. Всего он получит 52 вычислительных набора CU, что равняется 3328 потоковым процессорам. И на сегодня это самый мощный официально представленный графический чип AMD. Для сравнения, самая быстрая карта на RDNA — Radeon RX 5700 XT — оснащена 40 CU с 2560 потоковыми ядрами.
Аналогично в сравнении с RX 5700 XT прибавится и текстурных блоков: Series X их получит 208 штук против 160. Ну и, наконец, в Series X установят огромное количество блоков растеризации, которые непосредственно отвечают за вывод изображения, — 80 против 64 ROP у 5700 XT. А это косвенно говорит о том, что консоль действительно готовят к настоящему 4K. Напомним, что в One X, который нормальный 4K так и не потянул, было всего 32 ROP — столько сегодня ставят на платы уровня GTX 1650.
Здесь же отметим, что Microsoft заявляет для GPU очень серьёзные частоты — 1825 МГц. По факту это практически уровень обычных домашних видеокарт. Но самое интересное в этом, что в консолях это не максимальная частота в бусте, а фиксированное значение.
И наконец поговорим о памяти консоли. Как и раньше, городить огород и ставить два разных типа памяти для процессорных и графических ядер производители консолей не стали. Но Microsoft всё же чуть-чуть, но сэкономила: всего памяти в Series X будет 16 ГБ типа GDDR6. Но к GPU будут привязаны 10 ГБ с суммарной пропускной способностью 560 ГБ/с, а к процессору — 6 ГБ на 336 ГБ/с. Причём играм из этих 6 ГБ достанется всего 3,5 — остальные 2,5 уйдут на нужды операционной системы.
Забегая вперёд, отметим, что у PlayStation 5 память будет работать на одной скорости для GPU и CPU, и сейчас принято ругать Microsoft за ассиметричный дизайн. Однако на практике это вряд ли как-то повлияет на производительность. В компьютерах Ryzen 7 вообще живёт на пропускной способности в 40-60 ГБ/с от DDR4, и ничего страшного с ним не происходит. Так что заявленных 336 ГБ/с для Zen 2 будет более чем достаточно, и, в теории, каких-то дополнительных действий со стороны разработчиков такая асинхронность не потребует.
Технологии
Помимо чисто технических характеристик, Microsoft упирает и на некоторые технологические особенности GPU в плане сжатия и передачи данных. Почти все они вписаны в новый DirectX, будут работать на всех платформах и на реальную производительность оказывают минимальное влияние. Отметим самые важные из них.
SSD
Наконец, последний важный компонент Series X — это встроенный накопитель. В топовые консоли будут ставить SSD объёмом 1 ТБ и скоростью в 2,4 ГБ/с против 0,04 ГБ/с на One X. В маркетинговых целях указывают ещё и скорость в 4,8 ГБ/с, но этот показатель учитывается для сжатых данных, так что принимать его во внимание не особенно честно.
В целом на этом можно было бы и закончить, но так как накопители в консолях сегодня обсуждают гораздо основательнее остальных компонентов, то немного углубимся в вопрос.
Во-первых, отметим, что SSD в Series X стоят самые обычные и работают на компьютерном интерфейсе NVMe PCIe 4.0 x2. Во-вторых, SSD тут связаны с процессором напрямую — это одна из самых главных фишек Zen 2, и в консолях её используют на полную катушку.
Естественно, с такими скоростями консоли получили все преимущества быстрых накопителей. Это бесшумность, быстрая загрузка самой консоли и, в некоторых случаях, более быстрая загрузка игр. В целом ничего революционного в этом нет, но в рамках консолей SSD определенно улучшат само восприятие железа.
В Sony с SSD связывают некоторые игровые фишки, о которых мы поговорим в следующей части. В Microsoft же на SSD завязывают системную функцию Quick Resume, которая позволит запустить одновременно до пяти игр и переключаться между ними как между приложениями в Windows.
Как говорят западные журналисты, функция действительно работает, и на переключение тратится примерно 5-6 секунд. Однако работает это пока лишь с синглплеерными проектами: Sea of Thieves, к примеру, загружается в главное меню.
Судя по всему, за эту функцию в Series X придется расплачиваться объёмом встроенного накопителя. Под хранение игр из 1 ТБ нам выделят всего 802 ГБ. Правда, тут надо иметь в виду, что и реальный объём SSD равен не 1 ТБ, а 931 ГБ. Это связно с маркетинговыми уловками, когда в рекламных проспектах 1 МБ приравнивают к 1000 КБ вместо реальных 1024.
Тем игрокам, кому этого места не хватит, придётся несладко. Как мы уже говорили, чтобы расширить память, для Series X придется покупать специальные карточки от Seagate ценой под 20 000 рублей за 1 ТБ — это примерно плюс 5000-10000 рублей к цене аналогичных дисков для ПК. С одной стороны, такой подход не особо радует: есть ощущение, что на нас хотят лишний раз заработать. С другой стороны, порт под внешние SSD так же подключён напрямую к APU и сидит на линиях PCIe. А это значит, что внешний SSD будет работать на той же скорости, что и основной.
Теоретически можно было поставить на те же линии USB 3.2 Gen.2. Только вот вряд ли пользователи стали бы заморачиваться с использованием подходящих SSD — вставляли бы в порт всё что ни попадя, и Microsoft получила бы огромное количество жалоб на медленную работу. А так есть проприетарный разъём: с ним уж точно не ошибёшься.
Впрочем, с обычными HDD консоли Microsoft тоже будут работать. При желании уже скачанные игры можно перекидывать на внешние жёсткие диски и по мере надобности возвращать их на основной SSD. А если HDD будет работать на USB 3.1, то с него разрешат запускать старые игры с текущих поколений Xbox.
Звук
За звук в Series X отвечает отдельный чип, который при этом не будет входить в RDNA 2. Одно из главных его нововведений — поддержка всех современных форматов кодирования, а именно Windows Sonic, Dolby Atmos и DTS X.
Все эти форматы рассчитаны на работу с пространственным звуком типа 5.1 или 7.1, только вот звуки к ним записываются не по каналам, как это принято в том же AC3, а расставляются по сцене, после чего раскидываются процессором по колонкам соответственно своему положению. Таким образом разработчики добиваются таких невероятных эффектов, как звук сверху или снизу. Причём благодаря этим технологиям «звук вокруг» вполне можно организовать силами одного саундбара, не говоря уже о наушниках. Подобные современные форматы звука уже используются в Metro Exodus, Gears 5, Borderlands 3, The Division 2 и Forza Horizon 4.
Также в Series X появится поддержка такой штуки, как Project Acoustic. Она позволит на уровне железа рассчитывать все звуковые отражения с учётом материала стен, предметов на пути и, соответственно, местоположения игрока.
Честно скажем: про такие навороты мы читаем ещё со времен второй Audigy от Creative, только вот разработчики как-то не спешат внедрять эти технологии в свои игры. Впрочем, на этот раз всё может получиться: Microsoft специально выпустила соответствующий плагин для Unity и Unreal Engine.
Производительность
Основная цель для Series X — это настоящее 4K без апскейлинга (снижения разрешения). Причём нам обещают стабильные 60 fps, а в некоторых играх и до 120 fps, что уже вполне по силам не только компьютерным мониторам, но и некоторым телевизорам.
Насколько реальны такие цифры для проектов нового поколения с современной графикой, пока сложно сказать. Но игры с One X новая Series X легко переваривает в 4K при 60 кадрах — и вроде бы пока ещё не балуется с понижением разрешения.
Xbox Series S
Как мы уже говорили, помимо старшей Series X в продаже должна появиться ещё и младшая линейка — Series S. Так как по возможностям и позиционированию она практически полностью повторяет всё сказанное выше, пройдёмся только по отличиям.
Начнём с того, что Series S будет значительно дешевле и слабее Series X. Используемый в ней APU будет работать на тех же восьми процессорных ядрах от AMD, но вот GPU будет выдавать всего 4 ТФлопс вместо 12.
При этом количество CU просядет с 52 до 20, что чуть меньше, чем у сегодняшней бюджетной Radeon RX 5500 XT, рассчитанной на Full HD-гейминг. Подозрительно низкие у GPU будут и частоты — всего 1550 МГц, что намекает на совсем уж низкую производительность.
Порежут в Series S и память. На процессор и видеокарты суммарно выделят 10 ГБ GDDR6, а SSD урежут до 512 ГБ, из которых 120 ГБ, по идее, должно уйти на обслуживание системы и функций Quick Resume. Впрочем, варианты расширения при помощи карт памяти и внешних жестких дисков оставят. А вот дисковод, к сожалению, уберут.
Снизят для Series S и прогнозы по производительности. Microsoft говорит о том, что речь пойдёт о QHD, причём на скорости до 120 fps, но реально мы, скорее всего, будем сталкиваться с Full HD на 60 fps в старых проектах и на 30 fps в новых. И это при условии, что скорее всего настройки графики для Series S будут выставляться ниже, чем для Series X.
Зато за счёт падения производительности консоль заметно уменьшится в размерах и по габаритам будет чуть компактнее PS4 Slim.
Контроллер и аксессуары
С контроллером Microsoft всё еще придерживается правила «хорошее трогать не надо», поэтому Series X Controller практически не отличается от стандартного от Xbox One. Те же габариты, то же расположение кнопок и управляющих элементов; добавлены лишь небольшие штрихи, которые призваны сделать геймпад лучше.
Из самого заметного — поменяли крестовину. Она теперь вписана в круглое основание и чем-то напоминает версию с дорогущего Elite. Слегка изменили и курки: они теперь текстурированные и должны лучше цепляться за пальцы. И, наконец, по центру геймпада появилась кнопка Share.
Нажимаешь на неё один раз — делаешь скриншот; держишь подольше — запускаешь запись видео. Прямо из меню полученные материалы можно отправить в любую социальную сеть — ну или открыть их на телефоне в приложении-компаньоне.
Отметим, что за захват экрана и вообще всю работу с обычными видеороликами отвечает специальный блок внутри APU — а это значит, что на производительность запись видео никак не влияет. Кстати, форматов этот декодер понимает очень много. В списке значатся VP-9, H.265, H.264, MPEG-2, MPEG-4 и VC1. Это, в свою очередь, говорит о том, что если использовать консоль в качестве видеоплеера, она не будет задействовать ресурсы GPU или CPU, а значит, не придётся запускать систему охлаждения.
Ещё одна интересная особенность геймпада — новые способы подключения и контроля задержек. Во-первых, Microsoft остаётся верна себе и для работы с консолью будет использовать RF-соединение с минимумом задержек. Во-вторых, в геймпаде оставят Bluetooth, а значит, можно будет без проводов подключаться к компьютеру или планшету/телефону. В-третьих, коннектор на геймпаде сменили со старого micro-USB на современный USB Type-C. Он, естественно, всё так же может заряжать сменные аккумуляторы.
Вдобавок в Microsoft основательно подумали над отзывчивостью управления. Как утверждают сами создатели, раньше существовала такая проблема: контроллеры отправляли данные о любых нажатиях с чётким интервалом в 8 мс вне зависимости от потребностей игры. А это приводило к тому, что если вы вдруг резко сдвинули стик, реагируя на события в игре, то движение могло попасть в ту самую паузу в 8 мс и не дойти до персонажа.
Теперь же данные от геймпада будут синхронизироваться с играми и сниматься чётко по запросу софта. Более того, если контроллер будет сидеть на кабеле, то все изменения будут непрерывным потоком отдаваться на консоль, чтобы игра получала самые свежие данные.
Что же касается дополнительных аксессуаров, то Microsoft, судя по всему, решила самостоятельно ими не заниматься. Она будет продавать геймпады, аккумуляторы к ним, SSD — и на этом всё. Гарнитуры, микрофоны, кабели и тому подобное остаётся на совести партнеров. Хотя, опять же, никаких ограничений на поддержку Microsoft вроде бы не накладывает: наушники, игровые рули и геймпады должны работать от любого производителя. Вдобавок Series X будет поддерживать и все старые аксессуары от консолей прошлых поколений — ну, только если в их названии нет слова Kinect. Эту историю в Microsoft похоронили.
Игры
Самое главное по играм — эксклюзивов на Series X не будет. Ну или, по крайней мере, пока о них никто не заявлял. Microsoft, судя по всему, окончательно утвердилась в схеме «Series X + ПК». То есть покупаете игру один раз на любой платформе и можете играть в неё там, где вам удобнее.
Кроме того, так как Series X — это, по сути, стандартный, но хорошо обновлённый ПК, на нем пойдут практически все проекты с консолей Microsoft прошлых поколений. На старте в библиотеке появится 1000 игр — и никаких обновлений для них ждать не придётся: покупай, скачивай и играй. При этом картинка будет значительно лучше, чем на One S и даже One X, хотя все возможности консоли и не будут использоваться.
Условный Next-Gen будет добавляться уже по ходу дела. Причём некоторые игры, например, Cyberpunk 2077, сначала появятся с графикой под текущие возможности One X, но потом обновятся под железо Series X. При этом никаких проблем с запуском на новой консоли не будет.
Впрочем, главная фича по играм от Microsoft — это подписка Game Pass. За 10 долларов в месяц можно получить доступ к сотням игр без каких-либо ограничений. Причём речь идет не только о дешёвых и никому неинтересных проектах, но и о больших AAA-играх уровня Doom Eternal или Red Dead Redemption 2. Да, многие из них появляются в подписке спустя существенное время после релиза, но игры от внутренних студий отправляются в подписку в день выхода. И, надо сказать, на фоне новых цен на игры для PlayStation 5 такой подход может выстрелить.
Опасения
К сожалению, несмотря на весьма грандиозные замыслы Microsoft и очень впечатляющие характеристики, лично у нас остаются некоторые сомнения относительно новых консолей. По Series S мы уже высказались, теперь обсудим Series X.
Начнём с того, что мы сомневаемся в эффективности системы охлаждения Microsoft. По нашим прикидкам, от APU при полной нагрузке придётся отводить в районе 250-270 Вт тепла — а это очень и очень много. Столько тепла выделяет разогнанный Intel Core i9-10900K. Так вот, даже под трёхсекционной системой жидкостного охлаждения камень греется до 90 градусов. И мы не верим в то, что в Series X Microsoft смогла обмануть законы физики.
Поэтому консоль будет очень горячей, и Microsoft придется с этим что-то делать. Выхода у неё будет три. Первый — повышать обороты вентилятора, чтобы обеспечить лучший продув. Сразу скажем: вариант очень плохой, так как в подобном корпусе это приведет к неизбежным завываниям.
Второй и самый вероятный выход — это включать динамическую частоту на CPU и GPU так же, как в компьютерах. Другими словами, Microsoft придётся отказаться от своих слов по поводу «стабильных 3,6 ГГц и 1,82 ГГц» и устанавливать частоты в зависимости от текущих температур. Забавно, что это не особенно сильно ударит по производительности системы, но сильно повредит имиджу компании, так как именно в использовании динамических частот Microsoft сейчас обвиняет Sony.
Ну и третий вариант: Microsoft будет активно играть с реальным разрешением игр, причём с привязкой к температуре APU. Этот вариант выглядит пусть и самым нечестным по отношению к игрокам, но очень правильным со стороны PR, так как будет использоваться заявленная фишка с DirectML.
Следующее наше огромное опасение — это долговечность SSD. Да, сегодня твердотельники отправляются на тот свет не так интенсивно, как раньше. Но в Series X на их долговечность может повлиять аномальная жара внутри корпуса. При этом очень смущает крайне скромная гарантия на саму консоль: всего один год. На ПК-железо сроки гораздо выше и, как правило, стартуют от трёх лет.
На этом всё; ждите следующую часть материала в ближайшее время. А если нашли ошибку или считаете, что надо дополнить какой-то фрагмент, — пишите в комментариях.
Больше на Игромании