Сегодня поговорим о выборе памяти для Ryzen. Тема, конечно, заезженная, но вокруг неё настолько много мифов и недомолвок, что мы решили ещё раз сделать тест и четко сказать, на какие частоты ориентироваться с Ryzen и стоит ли переплачивать за крутые планки памяти. Попутно расскажем, почему вообще Ryzen реагирует на память, ну и дадим конкретный ответ на вопрос, сколько нужно мегагерц, чтобы не терять производительность.
Условия теста
Содержание статьи:
Схема теста простая, хотя и съела тучу времени. Итак, процессор у нас – Ryzen 5 3600X. Оговоримся, что взяли его по принципу «что было под рукой», и со своей стороны скажем, что переплачивать за X-версию особого смысла нет. Лучше взять обычный 3600.
Видеокартой мы поставили GeForce RTX 2080 Super в версии от NVIDIA. Для R5 3600X карта избыточна, но в условиях теста она позволяет не упираться в графику. Аналогично и с материнской платой. Стенд мы собрали на ASUS ROG Crosshair VIII Formula. Цена у нее заоблачная — 45 000 рублей — но, опять же, такая плата снимает все вопросы по пределам разгона.
Ну и наконец — главное — это память. Её взяли с запасом. Это две планки по 8 ГБ от Thermaltake. Их максимум — это 4400 МГц. Но мы их прогнали по нескольким частотам. Это родные 4400, а также 3600, 3200 и 2667 МГц. Частоты выбирали не случайно, а отталкиваясь от цен. То есть между каждым шагом у нас получалось примерно по 1000 рублей разницы.
Для того, чтобы все тесты шли ровно, на 4400 МГц мы нашли самые низкие для этой памяти тайминги — это 18-23-23-45 — и фиксировали их на каждой частоте. Ну и плюс, ради интереса, прогнали дополнительный тест на частоте 3600 МГц с таймингами 16-19-19-21. Это, опять же, самые низкие значения для наших планок.
По самим тестам — у нас были как чисто рабочие задачи (это рендеринг, Photoshop, архивация, кодирование роликов и MatLab), так и десять игр в трёх разных настройках на FullHD-разрешении. QHD и 4K мы выкинули, так как на общую картину они не влияют.
Память
Для начала расскажем чуть подробнее про память, которая у нас была. Как я уже говорил, это Thermaltake. Модель — Toughram RGB DDR4-4400 MHz. Планки прикрыты металлическими радиаторами с, наверное, одной из лучших подсветок среди всех модулей памяти. Естественно, лампочки полностью управляются — для этого есть фирменная утилита. Плюс подсветка синхронизируется с другими устройствами Thermaltake и поддерживает RGB-стандарты ASUS, Gigabyte и MSI.
Собрана память на модулях Hynix D-Die. В стандарте они работают на 2667 МГц. Но к ним подшиты два профиля XMP, среди которых один как раз и даёт 4400 МГц. Чтобы взять такую частоту чипам проставляется очень серьезное напряжение в 1,45 В. Обычно на разгоне память так не мучают, но с учетом, что гарантия на сайте указана как «пожизненная», особо напрягаться по поводу вольтажа не стоит.
А вот что немного сбивает с толку, так это скромные тайминги. По умолчанию прописываются 19-25-25-45. Но, как мы уже говорили, ручками их можно сбить до 18-23-23-45. И именно на этих таймингах мы и работали.
Как работает Ryzen
Сделаем маленькое отступление и расскажем, зачем мы всё это затеяли и почему Ryzen так много внимания требует к частотам памяти. Секрет в строении процессоров AMD. По сути, старшие камни собираются из двух, трёх, четырёх и даже 16 маленьких процессоров по четыре ядра в каждом. Внутри AMD такие маленькие блоки называются модулями CCX. На Ryzen 3 такой модуль один (хотя исключения бывают), на Ryzen 5 и 7 ставят по два, на Ryzen 9 — по четыре.
Смысл в том, что работать независимо друг от друга два CCX не могут. В любом случае им приходится обмениваться друг с другом данными. Да и современные системы вроде Windows не предполагают работу с несвязанными процессорами. Как итог, AMD соединяет маленькие модули внешней шиной Infinity Fabric. И вот от её ширины и частоты напрямую зависят скорость общения CCX между друг другом и финальная производительность системы.
Такую схему AMD использовала для того, чтобы снизить стоимость производства. То есть сделать один полностью рабочий 4-ядерный процессор и подцепить к нему второй такой же значительно проще, чем делать один 8-ядерный камень. И дело не в технологиях или сложности разработки. А в том, что если во время производства у тебя что-то пойдёт не так, то убытки от выкинутого 4-ядерного процессора будут сильно ниже, чем от выкинутого 8-ядерного. Но такая экономия ведёт к тому, что появляется узкое место в виде Infinity Fabric и ее частоты.
Чисто теоретически, Infinity Fabric могла бы работать на частоте процессора и вообще никак не ограничивать производительность. Но эта шина используется не только для связи двух CCX, но еще и для передачи данных от оперативной памяти к ядрам и обратно. А это значит, что в формуле есть ещё одна переменная — это контроллер памяти, который также вшит в Ryzen, и сама оперативка. И частоты этой троицы должны быть согласованы и либо равны друг другу, либо кратно делиться.
Опять же, теоретически, частоты этой троицы могли бы опираться только в возможности оперативной памяти. То есть, допустим, есть у нас планки Thermaltake на 4400 МГц эффективной частоты, значит контроллер памяти автоматически встаёт на 2200 МГц реальной частоты (напомним, DDR-память за такт пропускает два бита, поэтому условно её частоту умножают на два). И за ним на 2200 начинает работать Infinity Fabric.
К сожалению, в жизни всё не так. Контроллеры в современных Ryzen максимум могут работать на реальной частоте в 1800 МГц. В редких случаях они гонятся до 1900, но нашего образца это, к примеру, не коснулось. Как итог получается забавная ситуация. Теоретически, ничего быстрее 3600 МГц (удвоенные 1800) ставить к Ryzen смысла нет, так как ни контроллер, ни Infinity Fabric данные на такой частоте принимать просто не смогут. И даже если память им будет слать больший поток данных, они будут принимать только тот объём, на который рассчитаны.
При этом, опять же теоретически, если поставить медленную память, то привязанный к её частоте контроллер потянет вниз и Infinity Fabric, которая отвечает уже за общение ядер, а это приведет к тормозам в самом процессоре. Сейчас ответим на вопрос, к каким именно.
Тесты
В качестве опоры давайте возьмём самый медленный вариант — это 2667 МГц с таймингами 18-23-23-45. Еще раз отмечу, что это не предел для Thermaltake на этой частоте, но тайминги мы зафиксировали от 4400 МГц.
Итак, что мы получаем. Вообще, по словам современных блогеров и, скажем так, продвинутых сборщиков, ставить такую память – это чистое самоубийство, лаги, тормоза и так далее. По факту же с такой частотой мы не поймали ни единого фриза. Посмотрите на результаты по 0,1% для игр, и вы увидите, что показатель всегда выше 30 кадров, что говорит об отсутствии подтормаживаний. Причём это касается даже третьей Borderlands, которая очень склонна к микрофризам.
Пойдем дальше и поднимем Toughram до 3200 МГц при тех же таймингах. Рост есть. Но его крутость сильно зависит от методики тестирования. Как правило, в подобных обзорах рост показывают на Shadow of the Tomb Raider и Far Cry: New Dawn. Они дают плюс девять и плюс семь процентов fps. Так же сюда можно вписать вторую Division и условно F1 2019 — они получают плюс восемь и плюс шесть процентов. Остальные шесть игр в нашем тесте либо вообще не реагируют на частоты, либо добавляют 2-3%. Как итог — почти плюс 600 мегагерц дают в среднем плюс 4% прибавки в играх. Что касается фризов, то в каких-то играх 0,1% действительно подрастает, но, как мы помним, фризов у нас не было и на 2667 МГц.
А вот где прибавки от скорости заметнее, так это в рабочих задачах. Острее всех реагируют архиваторы, они прибавляют 7-8%. И также реагируют программы для работы с видео. Что Premiere, что Vegas скинули от 3 до 7%.
Теперь давайте посмотрим на Thermaltake на родных для Ryzen 3600 МГц. По среднему fps прибавка относительно 3200 МГц получается не особо крутая. Но в некоторых играх серьёзно вырастает 0,1%. Третья Borderlands, Control и F1 2019 получили примерно по +25%. Подтянулись и рабочие задачи. Причем сильнее всех среагировал Adobe Premiere, который сбросил еще 10% со времени рендеринга.
А вот переход на 4400 МГц, как, в принципе и ожидалось, прироста особого не дал. Мало того, так как контроллер памяти у Ryzen перешел на режим 2:1, мы потеряли немного производительности в играх и по сути откатились на результаты с 3200 МГц. Но это коснулось не всех областей. То есть играм частота точно не понравилась, то же самое надо сказать про 3dsmax, архиваторы и почему-то Adobe Premiere. А вот Vegas, MathLab и Photoshop на память прореагировали и показали рост в 3-5% относительно 3600 МГц.
Ну и финальный аккорд, так сказать, чтобы вы нас не ругали. Давайте вернёмся на частоту 3600 МГц, но снизим до предела тайминги. То есть упадём с 18-23-23-45 до 16-19-19-21. Результат следующий — игры практически не реагируют на это, и все изменения можно списывать на погрешность. А вот некоторым программам тайминги очень понравились. Лучше всех на них среагировали архиваторы, и, неожиданно, Sony Vegas Pro, который выдал результаты одинаковые с 4400 МГц.
Что всё это значит
Давайте подводить итог. В целом картина получилась такая. Если вдруг не хватает денег на быструю память, а компьютер нужен прямо здесь и сейчас, то 2667 МГц можно ставить. Совсем плохо точно не будет, и к фризам такая память не приводит. Другое дело, что за условно плюс 1000 рублей за планку на 3600 МГц можно получить в среднем около 7% дополнительных fps в играх и от 2 до 11% производительности в чисто рабочих задачах.
Что же касается высокоскоростной памяти, с ней расклад такой. С одной стороны, она Ryzen не нужна и из-за особенностей архитектуры процессора может работать даже хуже, чем планки на 3600 МГц. Но есть некоторые программы и задачи, которым частота памяти важнее частоты шины Infinity Fabric. И среди таких программ как минимум Photoshop и Sony Vegas. Возможно, есть и другие, просто они не входят в наш тест. Если вы вдруг знаете — пишите в комментариях.
Что же касается памяти Thermaltake. Скажем так. Во-первых, хотя это и не показатель, у Thermaltake одна из лучших подсветок на рынке. Во-вторых, несмотря на то, что память только появилась в продаже, она на удивление стабильна. За время тестов мы успели опробовать её на ASUS Crosshair, на MSI B450 Mortar и на ASUS Maximus XI Xtreme. Везде всё завелось и заработало на родных частотах. Ну и, в-третьих, Toughram на 4400 встала в один ряд с самыми бюджетными комплектами на такой частоте. Так что если разгон для вас — любимое дело, то к этим планкам можно присмотреться.
Технические характеристики | |
Thermaltake Toughram RGB DDR4-4400 MHz | |
R009D408GX2-4400C19A | |
Объём: | 2x 8 ГБ |
Частота: | 4400 МГц |
Тайминги: | 19-25-25-45 |
Напряжение: | 1,45 В |
Цена на апрель 2020 года: | 9700 рублей ($130) |
Тестовый стенд | |
Процессор: | AMD Ryzen 5 3600X (Matisse, Socket AM4, 6 ядер, 12 потоков, 3,8-4,4 ГГц, 95 Вт) |
Память: | 2x 8 ГБ Thermaltake Toughram RGB DDR4-4400 MHz |
Видеокарта: | |
Материнская плата: | ASUS ROG Crosshair VIII Formula (ATX, AM4, AMD X570, 4x DDR4-4800 до 128 ГБ, 3x PCIe x16, PCIe x1, 8x SATA Rev.3, M.2 22110, 12x USB 3.0, 2x LAN, WiFi, 6x 3,5-мм джек, S/PDIF) |
Кулер: | be quiet! Dark Rock Pro 4 (135 + 120 мм, 1200/1500 об/мин) |
SSD: | 1 ТБ ADATA XPG SX8000 |
HDD: | 1 ТБ WD Blue |
Блок питания: | bequiet! Dark Power Pro 11 650W (650 Вт, 8/4+4 pin, 6 pin, 4x 6+2 pin, 6x MOLEX, 6x SATA) |
Больше на Игромании