На PS5 30 апреля состоялась мировая премьера аркадного шутера финской студии Housemarque — Returnal. Это новый IP, в котором нужно играть за «космобабку» и уничтожать враждебные формы жизни, напоминающие тварей из «Чужого» Ридли Скотта. После десятков смертей и обретенной впоследствии седины мы готовы поделиться впечатлениями и рассказать, почему это пока что главный претендент на звание лучшей игры 2021 года.
Планета, на которой вы не хотели бы оказаться
Содержание статьи:
Оно не зря называется «Возвращение». Главная героиня, астронавт по имени Селина, потерпела крушение на таинственной планете Атропос, полной ловушек и смертоносных монстров. Выжить в таких условиях невозможно, и есть большая вероятность, что ваша героиня встретит свой конец в первые минуты игры. Однако случается удивительное: сразу после смерти Селина прыгает в прошлое и снова переживает крушение. И так происходит раз за разом. Иногда ей даже удается найти трупы и записи предыдущих «себя».
Ясно одно — на планете творится чертовщина. Игрок в Returnal, не успевший толком разобраться с особенностями управления, вынужден с самого начала гадать: что за таинственная временная аномалия? Почему Селина находит свои вещи из далекого мирного прошлого? Что вообще тут случилось? Что делают все эти устройства и механизмы? Как расшифровать письмена погибшей цивилизации, и поможет ли это выбраться c Атропоса?
Учитывая специфику нашего сайта, мы просто не можем пройти мимо элемента онлайн-игры — ежедневно меняющихся испытаний. В них вам нужно пройти биом как можно быстрее и заработать очки. Чем быстрее вы пройдете локацию и чем меньше урона получите, тем выше окажется ваш результат. По итогу ваши достижения попадут в онлайн-таблицу с результатами других игроков. В завершение вы получите 5 единиц ресурса, который не теряется после смерти.
Другие онлайн-элементы, вроде взаимодействия с трупами других игроков, пока не работают, но разработчики обещают вскоре разобраться в ситуации.
При этом игра не отталкивает своей недоступностью, а, наоборот, подстегивает исследовать и разбираться в правилах сего странного мира. Буквально каждая крупица информации вызывает восторг — от изучения нового артефакта до встречи с продвинутым изобретением инопланетян.
Набитые шишки — главная система прогрессии
Returnal беспощадна к игроку, но этим она и прекрасна. Все, что остается после смерти — устройства для исследования локаций, сюжетные предметы вроде ключей, эфир, полевые записи и несколько других вещей, не сильно влияющих на новое прохождение. А вот характеристики, артефакты, паразиты, которых можно прицеплять к скафандру, оружие — все это уходит в небытие, а начинать приключение обычно приходится с самого начала акта. Словом, игровые зоны тоже перевоплощаются, так что пройти к боссу старой тропинкой уже не получится.
Однако прелесть в том, что добытые знания делают вас сильней, и каждая новая смерть позволяет все дальше и дальше продвигаться по сюжетной линии. Выучили приемы мини-босса? Отлично, в сражении с ним вы больше не получите урона, а значит, сможете сохранить или улучшить здоровье. Нашли пару новых артефактов, но умерли? Ну и ладно — зато вы разобрались, как они работают! Со стороны может показаться, что все это крупицы, но на деле подобные мелочи полностью меняют прохождение и значительно влияют на принимаемые решения.
С момента релиза уже прошло несколько дней, и многие игроки требуют добавить сохранения. Мотивация ясна: не у каждого есть время, чтобы дойти до босса или следующего акта за одну игровую сессию. «Но ведь можно перевести консоль в спящий режим!» — справедливо заметите вы. Все так, да вот только есть одно но: не каждый может похвастаться стабильным электропитанием. С другой стороны, если Housemarque добавят сохранения, то появится соблазн облегчить себе игру. Уверен, в таком случае многие им воспользуются и напрочь убьют удовольствие от прохождения. Реализовать подобную систему сохранений на PS5, которая бы позволила обойти «абьюз» — это либо потребует значительных ресурсов на разработку, либо попросту невозможно. Время покажет.
А вот чего нельзя простить, так это вылеты. Уже к четвертому биому я испытал две критические ошибки, потеряв всю заработанную экипировку и пару часов прогресса. Обидно? Очень. А представьте другую ситуацию: вы отправились ко сну и перевели консоль в режим гибернации, приостановив прохождение. Просыпаясь, вы обнаруживаете, что игра обновилась, предварительно закрыв приложение. Разработчикам стоило бы написать предупреждение, что для Returnal стоит запретить автоматические обновления. Еще лучше — отключить их самим, если подобное технически возможно.
Подведем черту: проходя Returnal на старте, вы наверняка испытаете потерю прогресса по независящим от вас обстоятельств.
Стильно и технологично
Когда я увидел графический дизайн Returnal… Скажем так — это была любовь с первого взгляда. Я не встречал еще ни одной игры, которая бы так удачно перенесла художественный стиль Ханса Рудольфа Гигера. Эдакий «Прометей» в значительно больших масштабах. Биомеханические устройства, животные мотивы, футуристические симбиотические образы, многодетальность — здесь есть вот это всё и даже немного больше.
В техническом плане все тоже очень хорошо, от погодных эффектов и эффектов телепортации до качества анимации и детализации 3D-моделей. Из-за высокой динамики разработчики поставили целью вывести игру на планку 60 кадров в секунду. Returnal работает в динамическом формате 4K, но для этого используется множество обходных методов. По данным Digital Foundry, собственное разрешение Returnal составляет всего 1080p. Однако на это в Housemarque заявили, что для достижения 4K специалистам студии пришлось использовать технику темпорального апсемплинга для реконструкции изображения из 1080p в разрешение 2880 x 1620 пикселей, а затем рандерить картинку до 4K в шахматном порядке.
Сократим всю эту инженерную мишуру до простого предложения — технически Returnal выглядит более чем достойно, но и звезд с неба не хватает. В моем прохождении просадки fps были единичны: иногда уровень генерировал слишком много монстров, и при обилии эффектов игра могла опускаться до 45-50 кадров в секунду (величина основана исключительно на ощущениях, не берите ее всерьез!).
Отдельных дифирамб заслуживает реализация технологических возможностей PS5. Перемещение пешком или телепортами между биомами происходит мгновенно, без каких-либо загрузок, простоев. Это также, вероятно, лучшее использование тактильной обратной связи и адаптивных триггеров DualSense, которое я когда-либо испытывал. Даже в Astro’s Playroom я не ощутил такого разнообразия вибраций, какое предлагает Returnal. Или, например, переключение режимов огня происходит с помощью технологии адаптивных триггеров, а если подобное вам не по вкусу, в настройках можно выставить более традиционную схему управления. Не забудем и про впечатляющий 3D звук. Это своего рода первая серьезная демонстрация возможностей PS5, которую мы ждали с момента запуска консоли.
Вердикт:
Плюсы:
- Затягивающий геймплей.
- Впечатляющий 3D звук и тактильная обратная связь.
- Визуальный дизайн в духе Ханса Гигера.
- Большой арсенал оружия и перков.
- Захватывающий сюжет и сеттинг.
Минусы:
- Вылеты.
- Отсутствие сохранений и высокая сложность могут стать препятствием для многих.
Такого уровня игр в жанре «рогалик» еще не было. Самые популярные Roguelike-проекты вроде Hades, Binding of Isaac или Dead Cells предлагают в лучшем случае цветастую стилистику, упрощенную графику или простенький сюжет. Упор обычно делают на игровой процесс, к которому хотелось бы возвращаться даже после прохождения игры. Returnal же — полноценная игра с мрачным сюжетом, множеством современных технологий и впечатляющим художественным дизайном в духе Гигера.
Получилось, что Returnal радует почти во всех направлениях — в игре есть захватывающая история с элементами психологического хоррора, затягивающая боевая система, которая держит в напряжении, грамотно реализованные механики, придающие геймплею массу глубины и разнообразия, увлекательные исследования с нередкими сюрпризами. Откровенно говоря, это намного больше, чем можно было бы ожидать от такой скромной студии как Housemarque.
Итоговая оценка:
9.0/10