Два года назад, в июне 2018 года, на Android и iOS вышла игра Among Us. Её создала студия InnerSloth, в которой работало всего три человека, и ни один из них не разбирался в маркетинге. Да и сама игра была сделана, что называется, на коленке: даже онлайновый мультиплеер добавили лишь по требованию игроков, тогда как разработчики собирались обойтись локальными сессиями.
Через некоторое время Among Us выпустили в Steam, что не особо помогло. Первые полгода в неё играло три десятка человек, и разработчики уже подумывали закрыть сервера. Но потом внезапно что-то сдвинулось с места. 20 сентября игра двухлетней давности уверенно заняла первое место в чартах продаж Steam, потеснив свежую и популярную Fall Guys: Ultimate Knockout. Общее количество игроков на РС и мобильных устройствах превысило 86,6 млн человек, а прибыль скакнула до 4,5 млн долларов — да что, чёрт возьми, происходит?
От двух десятков игроков до почти 400 тысяч: история игры в одной картинке
Они не такие, как мы!
Для начала нужно разобраться, что вообще такое Among Us. Это игра, в которой экипаж из 4-10 человек пытается спасти свой космический корабль. Детали во многом зависят от настроек комнаты, но принцип всегда один и тот же: игроки должны выполнить ряд случайных миссий. К примеру, починить механизм, загрузить данные, выбросить мусор, расстрелять астероиды, перенаправить подачу электричества — всё продано через простенькие мини-игры. И наскучивает всё это дело максимум через десяток матчей.
Вернее, наскучивало бы. Разработчики придумали гениальный ход: один из игроков (или двое-трое) — предатель, или, как его называет сама игра, «импостер». Они не способны выполнять «нормальные» задачи, но вместо могут мгновенно расправиться с зазевавшимся членом команды. Чтобы облегчить задачу, предатель может устроить саботаж и заблокировать один из отсеков. А ещё ему позволено путешествовать по системе вентиляции, подальше от зорких глаз сопартийцев.
Настраивать можно самые разные аспекты сессии, и зачастую это всё меняет. К примеру, предателю можно усложнить жизнь, уменьшив ему обзор и сделав откат убийства подлиннее
Космонавт, заметивший что-то неладное (к примеру, труп в коридоре), может созвать экстренное совещание — впрочем, при обнаружении тела тревога включается автоматически. И вот тут-то и начинается самое интересное: все должны решить голосованием, кого считать предателем. Если консенсус достигнут, жертву выбрасывают за борт. И лишь после этого все остальные могут узнать, был ли осуждённый действительно виновен. Предатель побеждает, если он успеет перерезать весь экипаж. Космонавты побеждают, если они вовремя выполнят все миссии — или вычислят всех предателей. Неудивительно, но большинство команд предпочитает ловить шпионов вместо уборки и ремонта.
«Один из вас меня предаст», классическая картина расстановки сил в Among Us
Город засыпает, просыпается мафия
Преступление, тревога, совещание, голосование, наказание — все эти части игрового процесса никогда не наскучивают. Зелёный (у игроков есть имена, но все используют цвета, как в «Бешеных псах») уверяет, что видел, как Синий зарезал Красного. Синий же настаивает, что Красный помер у него на глазах, но разделался с ним Зелёный. Похоже, один из них врёт, но кто? Бирюзовый почти уверен, что следом за будущей жертвой отправился Оранжевый, но Фиолетовый твердит, что Оранжевый не отходил от него ни на шаг. Жёлтого видели около вентиляционной решётки, Розовый сразу побежал в противоположном от всех направлении, а Чёрный просто какой-то подозрительный. Против кого будем голосовать?
Ещё один мем, подаренный игрой: sus, от слова suspicious — то есть, «подозрительный». Частенько быть «sus» достаточно, чтобы вылететь за борт
Подобные моменты всегда способны удивить и отлично смотрятся на трансляциях: именно благодаря стримерам и ютуберам, которые искали, что новенького показать утомлённым карантином зрителям, Among Us всплыла из небытия в топы просмотров. В отдельные моменты игра превращается в чистокровный в детектив с напряжённым противостоянием обвинителей и поиском алиби, в битву умов, которая позволяет предателю отсидеться в сторонке, пока прочие ожесточённо выбрасывают за борт собственных союзников. В этой игре нет одинаковых партий, как и нет строго заданных правил — в любой момент может случиться что угодно, и это нормально.
Не случайно первое, с чем обычно сравнивают Among Us — знаменитое салонное развлечение под названием «Мафия».
Убийцы и воры
Из числа социально-психологических игр «Мафия» наиболее известна на постсоветском пространстве. Те, кто сами не участвовали в противостоянии горожан и мафиози, могли видеть, как «на мафию» собираются их знакомые, или в крайнем случае слышали, что есть такая игра. Немудрено: ведь она придумана в СССР. Дмитрий Давыдов, студент факультета психологии МГУ, с 1987 года устраивал сеансы для сокурсников и соседей по общежитию. Благодаря им эта забава быстро распространилась по всему земному шару. Позже была придумана разновидность «Мафии» под названием «Вервольф»: в этом варианте мирным крестьянам противостоят оборотни, убивающие по ночам. Многие слышали о версии «Чумной доктор», где злодей еженощно заражает чумой всё новые жертвы.
Сам Давыдов утверждал, что придумал «Мафию» под влиянием культурно-исторической теории Льва Выготского. Тот делил психику на два плана поведения: натуральный, результат биологической эволюции, которым человек не может сознательно управлять, и культурный, результат развития общества — он полностью контролируется и регулируется. Вывод: как бы умело ни прикидывался предатель-мафиози, при определённом стечении обстоятельств он всё равно себя выдаст.
«Так Зеленый невиновен?» — «И всегда был». Шуточка о космонавтах и захватившем Землю штате Огайо пришлась на Among Us как влитая
В Among Us прослеживаются главные черты «Мафии» и множества её подражателей. Предатели знают друг друга, в отличие от мирных жителей, — точно так же мафия и оборотни всегда в курсе, кто на их стороне. Как и в Clue, место преступления имеет значение: за передвижениями сопартийцев можно следить по карте через лэптоп администратора. Как в дворовых «Сыщиках и ворах», в случае промашки при голосовании игроки получают штраф (лишаются соратника), а предатели оказываются на шаг ближе к победе. И, как и во всех социальных детективах, расчёт делается на то, что предатель выдаст себя словом или действием. Или на то, что «суд присяжных» сам выполнит его работу, устранив «подозрительных» невиновных.
Механики, отлично зарекомендовавшие себя в целом ряде настольных и салонно-дворовых игр, прошли обкатку временем, вызрели и доказали, что отлично работают в практически любой компании. Так что можно не удивляться, что они столь же успешно действуют в многопользовательской игре. Ведь люди при всех своих различиях в чём-то всегда и везде одинаковы.
Обсуждение в Among Us одной картинкой. Вернее, одним сюжетом
Стоит ли начинать играть в Among Us? Несомненно! Несмотря на то, что игра, мягко говоря, не первой свежести, да и красотой не поражает, встроенные в неё механизмы работают без осечки. Разобраться, что происходит, можно с помощью YouTube или прямо вживую. Ведь здесь нет «правильных» и «неправильных» действий: всё, что ни происходит, каждый раз складывается в уникальную историю.
Что надо, чтобы начать играть? Если речь идёт о РС, то игру придётся купить в Steam; к счастью, стоит она всего 133 рубля. Но авторы позволяют потратить ещё кучу денег на наборы костюмчиков: стоят они до 80 рублей и, как и любая другая косметика, совершенно бесполезны. Если даже такая сумма смущает, игру можно испытать совершенно бесплатно на Android или iOS. Мобильные версии не так удобны, но к ним быстро привыкаешь. Не так давно студия анонсировала Among Us 2, однако вскоре пошла на попятную и забрала свои слова назад. Теперь все свои силы разработчики бросят на улучшение уже существующей версии: расширение серверов, новые карты, систему друзей, новые возможности.
Зачем нужны широкоформатные мониторы? Чтобы играть в Among Us, и это не шутка: всегда полезно видеть, что происходит в других отсеках
И самое главное: в Among Us не стоит бояться проиграть, ведь суть её далеко не в победе или поражении. Главное — истории, которые рождаются и происходят прямо у нас на глазах. Порой смешные, порой грустные, порой вызывающие праведный гнев, возмущение и ярость, а порой приводящие в ликование. Among Us — идеальный генератор эмоций. Это отличный спектакль, сценарий которого пишется у вас на глазах и с вашим непосредственным участием.
Больше на Игромании