Многие игроки даже не считают визуальные новеллы за игры. И правда: во что тут играть? Только вяло пролистывать диалоги, время от времени тыкая в варианты ответа. Получается то ли интерактивное кино без, собственно, «кина», то ли комикс, из которого вырезали весь экшен. Не по душе многим и аниме-стилистика визуальных новелл. Сам жанр пришёл к нам из Японии, и с этим ничего не поделать — можно только смириться и попытаться привыкнуть к искажению пропорций и гротескно ярким эмоциям героев. Кстати, истоки некоторых визуальных шаблонов жанра лежат в вековых традициях японского театра (кабуки, но, кёгэн, бунраку).
Мы отобрали полтора десятка визуальных новелл, которые, может, и не заставят вас навеки влюбиться в жанр, но точно помогут понять, почему подобные проекты стоят внимания.
В традиционном театре но актёры играют в масках, и умело созданные личины могут передавать несколько различных эмоций в зависимости от наклона и поворота
Симулятор ходьбы без ходьбы
Содержание статьи:
- 1 Симулятор ходьбы без ходьбы
- 2 «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл»
- 3 Doki Doki Literature Club
- 4 Higurashi When They Cry
- 5 Clannad
- 6 Ever 17: The Out of Infinity
- 7 The House in Fata Morgana
- 8 Katawa Shoujo
- 9 Люси -Вечность, Которую Она Желала-
- 10 Tsukihime
- 11 Kara no Shoujo
- 12 Saya no Uta ~ The Song of Saya
- 13 Little Busters!
- 14 Utawarerumono
- 15 SciADV
- 16 Muv-Luv
Но вначале о том, что представляют собой игры в жанре визуальной новеллы (будем далее называть их просто «новеллами»). Геймплей крайне прост: место действия задаётся статичным фоном, вся история подаётся в диалогах, авторских монологах и описаниях, а персонажи представлены в виде двухмерных фигур. Их весьма скромно анимируют, зачастую и вовсе ограничиваясь несколькими вариантами спрайтов с разными позами или душевными состояниями: «девушка спокойна», «девушка потрясена», «девушка смеётся», «девушка плачет».
Историческая справка
Первые визуальные новеллы начали появляться ещё в конце 1970-х, но тогда все они были исключительно эротическими — другие темы начали появляться только в 90-х. В качестве первой визуальной новеллы с необязательной эротикой называют Dokyusei, где главный герой-старшеклассник изучает город и заводит дружбу с одноклассниками.
А вот на западный рынок новеллы попали нескоро. Путь им во многом проложили игры-гибриды наподобие Ace Attorney, Danganronpa, Zero Escape и даже Persona, где часть геймплея составляют типичные для новелл диалоги. Главным препятствием было происхождение: переводить с японского не так просто, да и круг энтузиастов со знанием кандзи был не особо широк. Хотя и на Западе, и у нас были попытки создавать отечественные аналоги японских новелл — например, «Красный космос». Извините.
Как и в случае с симуляторами ходьбы, отсутствие одних элементов геймплея — лишь повод уделить больше внимания другим. Новеллы делают основной упор на сложность сюжета и проработку персонажей. И одно без другого невозможно, ведь, в отличие от проектов усопшей Telltale Games, в новеллах ваши выборы действительно значимы и порой могут радикально изменить концовку. Игрокам важно чувствовать, что они принимают существенные и важные решения. А для этого они должны не только погрузиться в сюжет, но и прочувствовать связь с ключевыми персонажами. В эти же ворота играет и общепринятый вид «от первого лица» с невидимым протагонистом: так проще представить себя на его месте.
Чтобы открыть все тайны очередной новеллы и открыть «истинную» концовку, порой требуется не одно, а десять прохождений. Хотя есть, конечно, и полностью линейные, «кинетические» новеллы — но даже в них есть возможность быстро перемотать уже известный отрезок, чтобы испробовать другие варианты развития событий. Иначе каждое прохождение занимало бы десятки часов из-за огромного объёма текста.
Элементы визуальных новелл легко отыскать в ряде ролевых игр и приключений. В частности, диалоги в серии Persona недалеко ушли от спрайтовых сцен
«Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл»
На постсоветском пространстве новичкам жанра обычно советуют начинать знакомство с визуальными новеллами с «Бесконечного лета». Тому есть причины: игра создана русскоязычными энтузиастами, а значит, изначально написана на русском и с учётом знакомых реалий. Вдобавок она бесплатна.
Однако будем честны: если что-то «Лету» и удаётся на ура, так это игра на ностальгии по солнечному и беззаботному пионерскому детству. А вот всё остальное у игры выходит так себе: попытки рационально объяснить чудодейственный визит в советское прошлое приведут вас только к сюжетным дырам; потерявшие свежесть мемы покажутся рудиментами. А девушки, на романах с которыми и построен сюжет, — не особо глубокие маскоты архетипов, популярных среди обитателей имиджбордов.
Тем, кто всё же хочет придерживаться «отечественной» линии, стоит обратить внимание на игру Love, Money, Rock'n'Roll («Любовь, Деньги, Рок-н-ролл»). Делает её часть команды «Бесконечного лета», но сюжет уже масштабнее, персонажи — реалистичнее, а для саундтрека записали песни и мелодии в духе эпохи рок-н-ролла. К тому же в проекте будет мультиплатформенный движок и тщательная проработка фонов.
Правда, когда игра будет доделана, вряд ли знают даже сами создатели. Пока что доступна её демоверсия, которая убеждает, что с ностальгией авторы по-прежнему обращаются умело. На этот раз нас ждёт возвращение в японские 1980-е — создатели решили попытать силы на международной арене.
Впрочем, главный герой Love, Money, Rock'n'Roll по имени Николай всё равно русский — просто он с детства живёт в Токио и ходит в обычную японскую школу. Но в один момент его спокойная жизнь превращается в круговерть из политических интриг и сложных отношений с четырьмя разными девушками. И, чтобы выбраться из неё невредимым, предстоит решить: кому можно доверять?
Doki Doki Literature Club
Doki Doki Literature Club, пожалуй, не менее популярна, чем «Бесконечное лето», что одновременно идёт ей и на пользу, и во вред. С одной стороны, проект сложно пропустить, ведь его обсуждают и рекомендуют на каждом шагу. С другой стороны, трудно не нахвататься спойлеров.
Впрочем, в случае с Doki Doki умеренные спойлеры пойдут лишь на пользу. Ведь иначе те, кому не близки симуляторы свиданий, могут и не продраться через вступительные часы приторных диалогов с четырьмя любительницами поэзии из школьного литературного клуба. На этом этапе велик соблазн всё бросить — если, конечно, не знать заранее, что в какой-то момент игра вывернется наизнанку и явит вам своё истинное жуткое нутро. А потом вновь прыгнет через голову, вспорет себе брюхо и уставится на вас глазами, полными любви и обожания — и этим окончательно выбьет почву из-под ног. Да так, что спасение придётся искать в реальном мире. Буквально.
Doki Doki Literature Club доступна бесплатно, и несложно отыскать для неё аккуратный и качественный русский перевод. Так что если вам повезло до сих пор не пройти путь пятого члена литературного клуба, позвольте позавидовать: у вас впереди невероятное приключение.
Higurashi When They Cry
В разговоре об играх студии 07th Expansion нельзя не упомянуть всю серию: «Когда плачут цикады», «Когда плачут чайки» и «Когда плачут аисты». Все они рассказывают отдельные, никак не связанные друг с другом истории, так что начинать с первой не обязательно — но желательно. Ведь Higurashi When They Cry не зря называют бессмертной классикой.
Завязка у истории стандартная: обычный японский школьник Кэйити Маэбара переезжает в мирную отдаленную деревушку Хинамидзава. И поначалу его здесь ничто не тревожит, кроме разговоров о без вести пропавшем жителе и страшилок про местных демонов. А потом оказывается, что кое-кто из добрых односельчан не прочь подложить иголку в угощение соседу — и это лишь начало…
По мотивам «Когда плачут цикады» даже сняли аниме
История, напоминающая бессмертный «Твин Пикс», полностью линейна, но вам всё равно наверняка понадобится повторное прохождение. Секреты Хинамидзавы никто не рассказывает в лоб, и над каждым эпизодом приходится ломать голову, вычленяя важную информацию. Без этого происходящее порой кажется полностью лишённым смысла.
У Higurashi When They Cry ещё одна важная черта: упор на звуковое сопровождение, так что её часто называют звуковой новеллой. Этим же отличаются две другие игры студии, Umineko When They Cry и Ciconia When They Cry. Впрочем, надо признать, что таким образом нас почти наверняка пытаются отвлечь от не самой лучшей рисовки.
Есть и ещё одна загвоздка: чтобы полностью познакомиться со всеми главами Higurashi, придётся потратить в Steam более тысячи рублей.
Больше на Игромании
Clannad
Clannad часто упоминают в списке игр, по которым удобно учить английский. Тексты там несложные, да и к тому же можно не спешить: всегда есть время открыть переводчик. А что касается сюжета, то при всей его простоте и лиричности он лёг в основу одноимённого аниме-сериала, манги и радиопостановки. К нему также выпустили спин-офф и эротическое продолжение Tomoyo After: It’s a Wonderful Life, которое тоже стоит пройти — и не только ради хентайных сцен.
Главный герой Clannad — японский школьник Томоя Окадзаки, который из-за множества проблем полностью разочарован в жизни. Всё ему кажется блёклым и скучным, пока он не встречает одинокую и грустную Нагису Фурукаву. Подростки решают вместе возродить школьный драматический кружок и привлекают к этому ещё ряд девушек.
Создатели игры рассказывают простую историю обычных людей — но весь секрет в том, с какой добротой они к ним относятся и как верят в то, что любой может измениться и стать лучше. Получилось на редкость трогательно, так что готовьтесь плакать. Серьёзно.
Ever 17: The Out of Infinity
Без Ever 17 не обходится почти ни один топ лучших визуальных новелл. Игру иногда даже называют «Half-Life жанра», потому что она оказала на новеллы такое же влияние, как проект Valve на шутеры от первого лица. Оригинальная Ever 17 вышла ещё в 2002 году, и её перевели на английский задолго до того, как на Западе стали доступны Muv-Luv, Steins;Gate, Clannad и прочие легенды. Так что она долго служила образцом как для игроков, так и для разработчиков.
По сюжету в подводном парке развлечений случилась катастрофа, и шестеро посетителей не сумели выбраться наружу. Над выжившими — тридцать метров океана, и у них есть примерно пять суток на то, чтобы дождаться спасения на имеющемся запасе кислорода. Поначалу они просто пытаются убить время, но затем условия игры меняются… В общем, Ever 17 очень быстро прекращает прикидываться симулятором свиданий — и разворачивает масштабную историю, где научная фантастика и путешествия во времени смешиваются с мистикой и мифами о затерянном континенте.
Игроков ждёт аж одиннадцать уникальных концовок, и до некоторых из них не так-то просто добраться. Как и до самой игры: хотя Ever 17 неоднократно мелькала в базе Steam, там она так и не появилась.
The House in Fata Morgana
С The House in Fata Morgana всё намного проще: переиздание этой готической новеллы не так давно выпустили в Steam, причём с поддержкой русского языка. А расширенное и улучшенное издание Dreams of the Revenants доступно и на PlayStation 4 — но не во всех регионах.
Сюжет стартует как романтическая история, но обманываться долго не придётся. На самом деле нам предстоит пережить четыре трагедии, случившиеся в разные эпохи в одном и том же проклятом особняке. Жертвы этих событий так и остались там, раз за разом повторяя всё, что с ними произошло.
Брат и сестра, чьи мирные забавы были так недолговечны. Чудовище, которому не дали обрести покой. Промышленник, который любил власть больше, чем собственную жену. Проклятый юноша и приговорённая к смерти ведьма — все эти герои, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом. Но создатели новеллы умеют удивлять: они не следуют канонам и избегают штампов.
Katawa Shoujo
Название Katawa Shoujo обычно аккуратно переводят как «Девушки с ограниченными возможностями», хотя использованное японское слово означает скорее «калек» или «уродов». Простим создателей: они не лингвисты и даже не очень японцы. Эта новелла — любительский проект, её идея возникла на 4chan, и там же собралась команда разработчиков. Но у спорного происхождения есть плюсы: игра бесплатная, а в Сети несложно отыскать версию с русским переводом. Да и результат в целом отличный: Katawa Shoujo запоминается не хуже прочих депрессивных новелл.
Тут героини лишены ног, рук, слуха, зрения или изуродованы шрамами. Самый благополучный среди них — протагонист, у него «всего лишь» сердечная аритмия, и сильное потрясение может его попросту убить. Диагноз побуждает его вести унылую жизнь, и лишь перевод в школу для детей с инвалидностью заставляет взглянуть на всё иначе. Центральная мысль тут простая: люди с физическими отличиями — это просто люди, такие же, как и все: со своими мечтами, страхами, амбициями и комплексами. А героини Katawa Shoujo — это не «бедные-несчастные», а обычные девушки с яркими характерами, в которых очень просто узнать себя.
Люси -Вечность, Которую Она Желала-
Что может быть банальнее сюжета про андроида, который способен испытывать чувства? После Detroit: Become Human, «S.N.U.F.F.» Пелевина и «Приключений Электроника» к этому тропу вроде как и добавить нечего. Но поверьте, история андроида по имени Люси способна достучаться практически до каждого сердца.
Главный герой-школьник находит на свалке необычного робота и притаскивает домой — это шокирует его отца, который ненавидит современную технику. А пока мы раздумываем, что делает человека человеком, сама Люси учится мечтать.
Повествование Lucy -The Eternity She Wished For- линейно, но выдадим секрет: истинная концовка открывается лишь после прохождения финала.
Tsukihime
Вот мы и добрались до того, с чего начинались визуальные новеллы: до откровенных сцен. Впрочем, у «Лунной принцессы» достаточно достоинств и без эрогэ. Главный герой, старшеклассник Сики Тоно, восемь лет назад выжил в ужасной аварии. После этого он видит на всём странные линии и точки, из-за чего вынужден носить специальные очки. И это не просто иллюзии: если провести по этим линиям острым предметом или проткнуть точки, то объект, живой или неживой, будет разрушен, и сама его сущность окажется уничтожена.
Однажды Сики встречает молодую девушку и, не в силах себя контролировать, режет её на части по мистическим линиям смерти. А на следующий день та приходит к нему как ни в чём не бывало и требует компенсации за причинённый ущерб. Арквейд Брюнстад — так её зовут — оказывается древней вампиршей, той самой «Лунной принцессой».
В далёком 2008-м создатели Tsukihime объявили о ремейке: оригинальная новелла появилась ещё в 2000 году в разрешении 640х480. Однако работа над Fate/Grand Order вынудила отложить обновлённую версию в долгий ящик. Зато в 2003 году по мотивам игры выпустили аниме-сериал, и он вышел настолько плохим, что поклонники новеллы предпочитают делать вид, что его не существует.
Kara no Shoujo
Рассказы о новелле «Девушка в скорлупе» принято сопровождать множеством предостережений о шокирующем контенте, откровенных (и часто бессмысленных) эротических сценах, безумной жестокости и всепоглощающей депрессии. У нас есть и ещё одно предупреждение: цепочка сюжетных триггеров выстроена настолько сложно, что первое прохождение наверняка закончится плачевно, если не почитать гайды заранее. Впрочем, в данном случае ужасный финал вполне соответствует духу произведения: в Kara no Shoujo такое количество жутких убийств, семейных тайн и запутанных отношений, что полный провал расследования выглядит вполне логичным.
Действие новеллы происходит в Токио в 1956 году. Главный герой — Рейдзи Токисака, бывший полицейский, который стал частным детективом после того, как не смог раскрыть убийство собственной жены. Но он возвращается к этому делу, когда узнаёт, что серийный убийца опять взялся за старое — правда, последние преступления Скульптора выглядят не только кошмарными, но и полностью лишёнными смысла.
А чтобы детективу вдруг не стало скучно, ему быстренько подбросят ещё пару загадок. Из школы, где учится его сестра, пропали две ученицы. Ещё одна школьница приходит к Токисаке и просит… узнать, кто она. Действующих лиц тут много, и у каждого в шкафу можно отыскать внушительный ассортимент скелетов.
Разбираться во всей этой «Санта-Барбаре» и преступлениях маньяка не только интересно, но и нервно: время постоянно на исходе, и любой неверный шаг аукнется по всем фронтам. Первоначальный азарт быстро сменяется безысходностью, и любая хорошая концовка кажется счастливой лишь относительно: слишком уж тяжёл груз былого. А часть секретов Kara no Shoujo раскрывается лишь во второй части и в приквеле Cartagra.
Saya no Uta ~ The Song of Saya
В прошлом году ремастер Saya no Uta ~ The Song of Saya появился в Steam, что стало хорошим поводом вспомнить об игре семнадцатилетней давности. И убедиться, что и спустя десятилетия «Песнь Сайи» способна шокировать даже поклонников «Человеческой многоножки».
Главный герой новеллы, студент-медик Фуминори Сакисака, пережил кошмарную аварию, в которой потерял родителей. Удар по психике оказался слишком сильным, и с тех пор он видит окружающий мир состоящим из груд кровоточащего мяса, а люди ему представляются отвратительными монстрами. Однажды в психиатрической клинике он видит очаровательную девушку — единственное прекрасное существо в омерзительном мире. Но эта встреча становится лишь началом настоящего кошмара.
Необычность новеллы в том, что на историю мы смотрим с разных сторон: уж очень различается местный мир в зависимости от точки зрения. А для того, чтобы полностью раскрыть сюжет, потребуется выбить не «истинную» концовку, а одну из самых безысходных.
Little Busters!
Название «Маленькие проказники» настраивает на несерьёзный лад: что-то детское, не иначе. Это верно лишь частично, ведь главные герои — друзья с детства, и эта дружба когда-то помогла сироте Рики Наоэ справиться с горем. Но теперь герои выросли и заканчивают школу — и, чтобы максимально использовать оставшееся время, они решают устроить что-то необычное… бейсбол!
Little Busters! — одна из тех визуальных новелл, в которые встроен «настоящий» геймплей. В данном случае он относится к спортивной деятельности: наши беззаботные друзья решают собрать бейсбольную команду и выиграть пару школьных матчей. Да, время от времени героям предстоит участвовать в самых настоящих бейсбольных мини-играх, и для успеха их надо заранее тренировать, повышая навыки и добывая экипировку. Более того, в некоторых ситуациях героям придётся драться — и это ещё одна мини-игра.
Впрочем, во всём, что касается спортивной части, можно положиться на руководства, чтобы по полной наслаждаться обыденной жизнью школьников. Тут полно ярких героинь — среди них есть даже русская! Кстати, для взрослых выпустили версию Little Busters! Ecstasy, в которой добавили новых девушек и эротические сцены.
Мы не будем выдавать главные секреты истории «проказников», пусть даже без этого описание покажется пресным. Просто поверьте: в один момент кое-что перевернёт все ваши представления об этой новелле. А для особо нетерпеливых заметим, что по мотивам игры уже выпустили множество манг и сняли аниме-сериал.
Utawarerumono
Сложное название Utawarerumono можно перевести с японского как «Тот, о ком поют песни», а название аниме по мотивам новеллы звучит как «Прославленный». И поскольку песни о ком попало не слагают, значит, нас ждёт нечто воистину героическое.
Протагонист, израненный и потерявший память, приходит в себя в странной и милой деревушке, населённой зверолюдьми. Выясняется, что деревню пытается завоевать злая и гадкая империя — и противостоять ей нам придётся в буквальном смысле вручную, в ходе тактических пошаговых сражений. Впрочем, они не особо трудные (за исключением финальных), а ещё всегда можно понизить их сложность, если не хочется тратить время на старомодные бои. Ведь вся соль тут, разумеется, не в боях, а в сюжете: с развитием событий выяснится, что всё вокруг не то, чем кажется на первый взгляд.
В настоящее время в Steam доступны две игры серии: Utawarerumono: Mask of Deception и Utawarerumono: Mask of Truth — это завершающие главы трилогии. А что же до первой части, то скоро должен выйти её ремейк под названием Utawarerumono: Prelude to the Fallen.
SciADV
SciADV — это аббревиатура серии Science Adventure, в которую входит целая подборка визуальных новелл, разработанных 5pb совместно с Nitroplus. Ключевых игр там шесть: Chaos;Head, Steins;Gate, Robotics;Notes, Chaos;Child, Steins;Gate 0, Robotics;Notes DaSH — последняя пока ещё не вышла. Во всех новеллах SciADV действуют разные герои, происходят разные события, да и технические чудеса различны. Но все их связывает один и тот же мир, очень похожий на наш, но пропитанный реальными теориями заговора.
Персонажи новелл SciADV делают фантастические вещи: в серии Steins;Gate, например, есть путешествия во времени и изменение прошлого. В Chaos;Head иллюзии могут обрести материальную форму, а Robotics;Notes рассказывает о создателях роботов.
По всем вышедшим играм серии уже есть аниме-сериалы. А кадры из аниме «Врата Штейна» использовали для ремастера Steins;Gate Elite.
Тем же разработчикам принадлежит ещё одна серия фантастических новелл — SVN, или Science Visual Novels. В ней две игры, Occultic;Nine и Anonymous;Code, и их действие разворачивается в ином мире, который косвенно связан со вселенной SciADV… В общем, разбираться во всём этом хитросплетении сеттингов можно долго.
А пока что главный вывод: видите точку с запятой в названии игры — проходите без сомнений.
Muv-Luv
И, конечно, список будет неполным без упоминания Muv-Luv — одной из самых высокооценённых игр жанра. Именно с этой эпической сагой обычно сравнивают все новые похожие проекты.
На момент своего появления в 2003 году новелла Muv-Luv выступала в жанре эроге. Со временем, когда её стали переносить на другие платформы, сцены секса подверглись цензуре, но довести игру до полной невинности так и не удалось. Основной сюжет Muv-Luv состоит из двух кинетических арок, так что прохождение получится весьма прямолинейным. И поначалу всё выглядит как банальный симулятор свиданий: главный герой общается с целым цветником старшеклассниц, веселится с ними и заводит романы. Эта часть зовётся Muv-Luv Extra, её многие ненавидят, но без завершения основных веток невозможно разблокировать Muv-Luv Unlimited — главную арку.
В Unlimited меняется абсолютно всё. Земля захвачена пришельцами-Бета, человечество на грани вымирания — но и в этих условиях различные группировки власти пытаются извлечь выгоду из ситуации. Герой и его одноклассницы теперь стали студентами военной академии, и их ждут бои на огромных человекоподобных роботах. Но все принятые решения, все поступки героев, все странности и сюжетные загадки по-настоящему раскрываются во всей красе лишь в финальной части — сиквеле Muv-Luv Alternative.
А напоследок — интересный факт. Вы знали, что визуальными новеллами занимался в начале своей карьеры Хидео Кодзима? Его первым опытом в написании глубоких и непредсказуемых сценариев была новелла с квестовыми элементами Snatcher — игра вышла в 1988 году и напоминала «Бегущего по лезвию». А в 1994 году он создал научно-фантастическую полицейскую новеллу Policenauts.
Так что не стоит относиться к визуальным новеллам как к «поделкам тех, кто не умеет в геймплей». Это огромный и разнообразный жанр, в котором терпеливых и внимательных ждёт множество неожиданных открытий.
Больше на Игромании