За последний десяток лет мы уже привыкли к тому, что практически весь рынок консолей «держат» всего три ключевых производителя: Sony, Microsoft и Nintendo. Сейчас сложно даже представить себе ситуацию, где какая-то малоизвестная компания вдруг выпускает свою собственную приставку и отжимает у PlayStation, Xbox или Switch серьёзную часть аудитории. Это попросту невозможно: ни один из новичков не сможет всерьёз потягаться с гигантами индустрии.
Но так было не всегда. В 90-х и начале 2000-х и консолей на рынке было куда больше, и новые идеи и технологии росли как грибы после дождя. Увы, не все из них прошли проверку временем. И вы, скорее всего, даже не представляете, сколько смелых проектов пали смертью храбрых в попытках занять своё место под солнцем. Но мы решили смахнуть пыль с этих страниц истории игровой индустрии — и вспомнили десять самых необычных игровых приставок, о которых сейчас знают разве что самые искушённые коллекционеры.
Sega SG-1000 (1983)
Содержание статьи:
Самая первая Sega. Да, эта смешная штуковина с дурацким геймпадом — предшественница сверхпопулярной Mega Drive. До начала производства приставок компания специализировалась на игровых и аркадных автоматах (включая популярнейший Periscope), но с крахом игровой индустрии в 1982 году приняла решение освоить новый рынок домашних консолей. Но первый блин, как и положено, получился комом. Несмотря на чуть более совершенную графику, чем у конкурента Famicom, всё впечатление от игр на SG-1000 портил вечно сбоящий геймпад, который не шёл ни в какое сравнение с удобным аналогом от Nintendo. Впоследствии Sega выпустила две новых версии приставки, а для одной из них даже разработала специальные картриджи-карточки — уже более симпатичные, чем классические, которые были похожи на надгробия.
Игры: Pitfall (один из первых платформеров в мире), The Castle (платформер про путешествие по замку, как ясно из названия), Girl’s Garden (один из первых симуляторов свиданий).
Почему забыли? Сильная конкуренция: у Famicom был, например, такой хит, как Donkey Kong. Кроме того, в некоторых странах, где приставка никогда не продавалась (например, США и Тайване), стали выпускать дешёвые клоны-подделки Telegames Personal Arcade. Впрочем, та же судьба ждала и Nintendo с её Famicom — речь, разумеется, о Dendy.
Turbografx-16 (1987)
В 1987 году японская компания NEC, ранее специализировавшаяся лишь на производстве мониторов, объединилась с производителями видеопроцессоров Hudson и выпустила революционную по тем временам приставку. Очень маленькую (размером всего 14х14 см — за это она даже попала в книгу рекордов Гиннесса), мощную (482 цвета против 64 у её главного конкурента — NES) и с шестиканальным стереозвуком высокого качества. Но главным ноу-хау Turbografx-16 стала поддержка уникальных карточек Hucards, которые были куда более ёмкой и компактной альтернативой громоздким картриджам. К тому же с помощью специального девайса консоль могла воспроизводить ещё и компакт-диски — а значит, и более совершенные игры.
Игры: Castlevania: Rondo of Blood (одна из лучших частей серии), Bonk (серия платформеров про австралопитека с огромной головой), Beyond Shadowgate (красивейший сиквел классического квеста Shadowgate).
Почему забыли? Высокая цена ($199), отсутствие своевременной локализации для игр в США и безграмотный маркетинг, который привёл к провалу на международном рынке.
Atari Lynx (1989)
Первая цветная портативная приставка в истории. Кроме насыщенной картинки (более 4000 цветов — для переносной консоли в те времена прям ого-го), Lynx первой среди игровых приставок стала использовать блиттер — микросхему для ускоренной обработки растровых изображений. Это разгружало оперативную память и позволяло выводить красивую картинку на экран без потери в производительности. А с помощью особого кабеля нескольким игрокам (до семнадцати человек!) можно было подключаться друг к другу по локальной сети для кооператива. Был даже специальный провод, чтобы присоединить консоль к прикуривателю в автомобиле. Кстати, в рекламной кампании принимал участие Тоби Магуайр — тогда ещё совсем юный и никому не известный.
Игры: Rampart (дедушка современных tower defense), Electrocop (футуристический экшен про полицейского будущего), Zarlor Mercenary (скролл-шутер про ушлого наёмника).
Почему забыли? Во-первых, из-за энергозатратности: шести АА-батареек хватало менее чем на пять часов игры. Во-вторых, мешал недостаток игр: у конкурента Game Boy, кроме эксклюзивов, были порты известных хитов (например, Earthworm Jim). Да и стоил он почти в два раза дешевле, хоть и при монохромном дисплее. А когда в 1990 году вышла Sega Game Gear — ещё одна цветная мини-приставка, — консоль Atari стала совсем никому не нужна.
Philips CD-i (1991)
Достойная представительница приставок пятого поколения. Изначально CD-i задумывалась как мультимедийный центр с множеством функций вроде воспроизведения видео, презентаций и работы в Интернете. А игры — это уже скорее просто приятное дополнение. Но достойные технические возможности консоли, а заодно и сами игры оказались достаточно убедительными, чтобы её начали покупать именно геймеры. В итоге Philips даже выпустили отдельный «игровой» вариант устройства — CD-i 450.
Но самой заметной фишкой приставки была возможность воспроизведения настоящего видео: именно с неё начался бум популярности FMV-игр (например, Thunder in Paradise по мотивам сериала «Гром в Раю» с Халком Хоганом). А закат «интерактивного видео» (пока не кино) в игроиндустрии как раз совпал с падением продаж Philips CD-i.
Игры: Помимо FMV (среди которых настоящим хитом был киберпанк-квест Burn Cycle), виртуальный тир Chaos Control и ставшие мемными игры с героями Nintendo: Hotel Mario, Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon.
Почему забыли? С появлением PlayStation всем стало не до странной, хотя и весьма неплохой приставки, на которой преобладали игры, напоминающие интерактивные «фильмы категории Б» из местного видеопроката.
FM Towns Marty (1993)
Первая в мире 32-битная консоль от компании Fujitsu, опередившая своё время. Правда, о ней почти не слышали ни у нас, ни где-либо ещё — всё из-за отсутствия экспорта за пределы Японии. А жаль, ведь это была очень мощная приставка: кроме классического дисковода, совместимого с играми для компьютеров FM Marty, в ней имелся floppy-приёмник для дискет, на которых можно было сохранять игры. Дополнительный разъём позволял подключить клавиатуру, а 2 МБ оперативки обеспечивали отличную производительность вкупе с красочной картинкой: более 32 тысяч цветов — для середины 90-х это было очень много. И стоит отметить разрешение — 640×480, что также стало настоящей революцией для игровых приставок.
Игры: Loom (культовый квест Lucasfilm Games), Viewpoint и Rayxanber (красивые изометрические скролл-шутеры).
Почему забыли? Потому что нигде, кроме Японии, FM Towns Marty не выпускалась. К тому же она вышла в 1993-м, меньше чем за два года до первой PlayStation. И как только Sony анонсировала свою собственную консоль, внимание как игроков, так и разработчиков сосредоточилось именно на ней — а приставку от Fujitsu просто перестали покупать.
Pioneer LaserActive (1993)
Странная не то приставка, не то мультимедийный центр. Она была оснащена приводом для считывания LD-ROM-дисков (они совмещали «цифру» и «аналог») объёмом до 540 МБ, а также разъёмами для дополнительных модулей. Например, можно было подключить к консоли микрофон и использовать её как караоке. А можно было и вовсе докупить специальный гаджет, чтобы запускать игры с Sega Genesis, Sega CD и всё той же Turbografx-16. В теории (и головах создателей) это выглядело как приставка-«всё-в-одном», но на деле у них получилось какое-то чудовище Франкенштейна, которое так и не прижилось на рынке.
Игры: Time Gal (интерактивное кино про аниме-девочку в красных трусах), серия Vajra (аркадные меха-симуляторы).
Почему забыли? Странная концепция, которую, кажется, даже разработчики не смогли осмыслить до конца. Странные эксклюзивные игры: кроме вышеперечисленных, была, например, серия Virtual Cameraman, где надо было… фотографировать японских девушек. Но главное — цены: более $900 за одну только консоль, и ещё по $400 за каждый модуль. Дешевле было купить каждую из остальных приставок по отдельности и не париться. Таким образом, после десяти тысяч проданных консолей проект был признан провальным и закрыт.
Virtual Boy (1995)
А это — первая в истории приставка для игр с «настоящим» 3D. Правда, там этот эффект создавался совсем не так, как в наши дни, а при помощи эффекта параллакса. Это когда два монохромных проектора в шлеме передают изображение раздельно для каждого глаза. Проще говоря, один глаз видит изображение на более близком расстоянии, а другой — подальше, и при совмещении двух планов создаётся эффект объема. И всё бы хорошо, но во имя экономии Nintendo решила использовать дешёвые монохромные красные светодиоды, из-за чего трехмёрная картинка была ярко-красного цвета. А это, мягко говоря, слегка напрягало зрение. Да и сами разработчики игр для Virtual Boy не так-то активно пользовались эффектами 3D.
Игры: Wario Land (платформер — самая удачная находка на приставке), Jack Bros. (увлекательный shoot’em up), Galactic Pinball (классический пинбол).
Почему забыли? Приставку торопились выпустить на рынок, и из-за этого у неё был ворох технических проблем. Играть дольше 15-30 минут было невозможно из-за головной боли и рези в глазах. Кроме того, для игры обязательно нужен был стол, на который устанавливался штатив шлема, — просто развалиться с ним на диване было нельзя. А ещё консоль оказалась чрезвычайно прожорлива: шесть «пальчиковых» батареек в геймпаде расходовались с сумасшедшей скоростью и здорово его утяжеляли. Словом, первый заход Nintendo в VR успехом не увенчался.
Apple Pippin (1996)
Да, вы всё правильно прочитали: это консоль от Apple, созданная совместно с производителем игрушек Bandai. Задумка была грандиозной: 8- и 16-битная графика, 4-х скоростной CD-ROM, модем для выхода в интернет и поддержка разнообразного софта, что делало приставку, по сути, мини-компьютером. Для американских покупателей и вовсе действовала беспрецедентная акция: полгода бесплатного доступа в интернет, который в то время стоил $25 в месяц (больше 3000 рублей в современном эквиваленте). Отдельно можно было приобрести специальный планшет со стиком, чтобы свободно серфить по Сети. Вдобавок у «Пиппина» был на редкость привлекательный дизайн. Ну что могло пойти не так?
Игры: Главный хит — шутер Marathon, разработанный Bungie и перенесённый на приставку с «Макинтошей» (именно из него потом выросла Halo). Также интересен квест Pegasus Prime, который, кстати, до сих пор продаётся в Steam
Почему забыли? Помимо неоправданно высокой цены (почти $600 — в то время как вышедшая годом ранее Sony PlayStation стоила 299$), на приставке было крайне мало игр. А хвалёный интернет оказался мучительно медленным: пока грузилась одна страница, можно было не только сделать чай, но ещё и успеть его выпить. Вдобавок пользователи ругались на ужасно неудобный геймпад с трекболом посередине и далеко расположенными друг от друга кнопками. И по сей день Apple Pippin считается одной из самых неудачных консолей в истории.
Gizmondo (2005)
Но провальный проект Apple меркнет в сравнении с Gizmondo — главным претендентом на звание худшей портативной консоли в истории человечества. История её возникновения достойна голливудского байопика. Создатель приставки, швед Стефан Эрикссон, до создания компании Tiger Telematics успел побывать и банкиром мафии, и главой собственной преступной группировки, и торговцем кокаином. А проект Gizmondo стал для него одним из способов отмыть деньги. Хотя в теории описание приставки звучало красиво: GPS-навигатор, чтобы родители могли легко найти свое чадо, онлайн-магазин игр и мощный графический ускоритель от NVIDIA внутри. Но, как известно, такие истории никогда ничем хорошим не заканчиваются. Эта не стала исключением.
Игры: Trailblazer (футуристические гонки — единственный настоящий хит на приставке), Colors (гангстерский боевик), Sticky Balls (красочная трёхмерная головоломка).
Почему забыли? В 2006 году Эрикссону предъявили многочисленные обвинения из-за аварии, которую он устроил, будучи в нетрезвом состоянии; в 2008 году его депортировали и посадили в тюрьму. А когда вся история дошла до СМИ, это окончательно подорвало доверие партнёров и покупателей. Это уже не говоря о том, что в год выхода приставки на рынке уже хозяйничала Nintendo DS. Да что уж там — даже у провальной Nokia N-Gage продажи были лучше.
Mattel HyperScan (2006)
Одна из самых странных и нелепых приставок, которые когда-либо появлялись на полках магазинов. Созданная компанией Mattel (теми самыми, что производят кукол Барби и Monster High), она позиционировалась как аналог PlayStation 2 «для самых маленьких» (аудитория — мальчики от пяти до девяти лет). И именно потому ей достался настолько вырвиглазный «супергеройский» дизайн.
Главной фишкой HyperScan должны были стать особые карточки, которые вставлялись в консоль и добавляли в игры новых персонажей, бонусы и другие ништяки. Таким образом Mattel хотели подстегнуть детей к коллекционированию этих самых карточек. Самое смешное, что сканер приставки имел также «секретную» функцию размагничивать некоторые пластиковые карты с чипом — например, RFID-пропуски, которые выдают в крупных торговых и бизнес-центрах. Словом, эта дикая игрушка наверняка запомнилась не только детям, но и многим родителям.
Игры: На консоли вышло ровно пять игр: X-Men, Ben 10, Spider-Man, Marvel Heroes и Interstellar Wrestling League. Все, кроме последней, были банальными платформерами с не самой выдающейся графикой.
Почему забыли? Риторический вопрос.
А какие приставки, по вашему мнению, незаслуженно (или, наоборот, заслуженно) позабыты игровым сообществом? Может, вы сами держали в руках одну из таких редкостей? Делитесь мнением в комментариях — и играйте только в лучшее.